Как едят слепые люди


Как едят слепые люди? Как ни странно, этот вопрос иногда интересен даже родителям нормотипичных детей. Конечно, довольно сложно научить незрячего ребёнка аккуратно есть за столом. Но все возможно при должном подходе и терпении.
Как едят слепые дети? Общие принципы обучения незрячих детей аккуратной еде за столом

Как едят слепые люди и дети? Обучение незрячих аккуратной еде за столом базируется на нескольких ключевых принципах:

  1. Ориентация на столе: Незрячие дети учатся определять расположение предметов на столе с помощью тактильных ориентиров. Например, хлеб может быть всегда на определённой стороне тарелки, напиток – с другой стороны.
  2. Тактильные метки: Использование тактильных меток на столовых приборах и посуде помогает детям запомнить и распознавать их. Метки можно наносить с помощью специальных наклеек или эластичных резинок.
  3. Упрощённые действия: Разделение сложных действий на более простые этапы, чтобы ребёнок мог постепенно освоить каждую часть процесса.
  4. Постепенное внедрение: Сначала обучение простым действиям, таким как использование ложки, затем переход к более сложным, например, к использованию ножа и вилки.

Как едят слепые люди? Кто помогает научиться слепому ребёнку есть

Процесс обучения слепого ребёнка навыкам еды требует участия различных специалистов и близких. У многих родителей возникает вопрос, как едят слепые люди и кто может помочь слабовидящим детям аккуратно и комфортно для них есть:

  1. Тифлопедагоги: Они разрабатывают и реализуют индивидуальные программы обучения, направленные на развитие самообслуживания и адаптации к окружающей среде.
  2. Родители: Ежедневное участие родителей в процессе обучения играет ключевую роль. Они обеспечивают практическую поддержку освоения и закрепления навыков

Как выбрать посуду для незрячего ребёнка

Как едят слепые люди, как подобрать им посуду? Выбор посуды для незрячего ребёнка требует учёта нескольких аспектов:

  1. Тарелки с высокими бортиками: Бортики помогают предотвращать выпадение пищи с тарелки и облегчают зачерпывание пищи ложкой или вилкой.
  2. Антискользящие коврики: Такие коврики фиксируют посуду на месте, предотвращая её скольжение по столу.
  3. Столовые приборы с эргономичными ручками: Толстые и текстурированные ручки облегчают захват и удержание приборов.
  4. Цветовые контрасты: Для слабовидящих детей посуда контрастных цветов может облегчить ориентацию на столе.
    Что делать если незрячий ребёнок ест руками и как приучить его брать в руки ложку если он отказывается
    Если незрячий ребёнок предпочитает есть руками, это может быть связано с ощущением безопасности и контролем над едой.

Вот несколько шагов для приучения ребёнка к использованию ложки:

  1. Постепенное введение: Начните с подачи ложки вместе с едой, позволяя ребёнку исследовать её и привыкнуть к новому инструменту.
  2. Игровые элементы: Используйте игры, где ложка является частью процесса. Это может быть игра с песком или водой, где ребёнок учится зачерпывать и переносить материал ложкой.
  3. Положительный пример: Родители могут рассказывать об использовании ложки, создавая положительный пример для подражания.
  4. Постепенная замена: Постепенно заменяйте руками подаваемую еду на ложку, сначала подавая менее сложные для зачерпывания продукты (пюре, кашу,йогурт). Начинайте внедрение столовых приборов с применением способа рука в руке.
  5. Поощрение и похвала: За каждый успешный шаг поощряйте ребёнка, создавая позитивные ассоциации с использованием столовых приборов.

Как едят слепые люди и дети? Практические советы для родителей

  1. Создание комфортной среды: Обеспечьте спокойную и стабильную обстановку во время приёма пищи. Уберите отвлекающие факторы и шумы.
  2. Ритуалы и рутина: Стабильные ритуалы и последовательность действий помогают ребёнку чувствовать себя увереннее. Всегда начинайте и заканчивайте трапезу одинаково.
  3. Использование развивающих игр: Играйте с ребёнком в сенсорные игры, развивающие тактильные и моторные навыки, которые пригодятся во время еды.
  4. Специальные тренировки: Тренируйтесь в независимости от еды, используя отдельные тренировки для развития навыков, необходимых за столом, таких как наливание жидкости, зачерпывание пищи и резка.
  5. Постепенное усложнение задач: Начинайте с простых задач и постепенно усложняйте их, позволяя ребёнку приобретать новые навыки без стресса.

Как едят слепые люди? Рекомендации по обучению слепых людей и детей

Елена Петрова, тифлопелагог, о том, как едят слепые дети: «Перед консультациями прошу родителей присылать мне видео, где их дети едят. Практически везде одна и та же картина: дети едят дополнительную еду, которая выложена прямо на стол (печенье, сухарики, фрукты и прочее), то есть берут это со стола.
Дорогие родители незрячих детей! Не надо так делать! Еда должна лежать в тарелке. Незрячим детям необходимо прививать правила эстетики поведения за столом. Они и так едят неаккуратно, а если ещё и закреплять, то о какой адекватной социализации будет идти речь?
Объясняйте, что любая еда всегда в тарелке, остатки — не на стол, не на пол, а на салфетку, которая всегда должна лежать рядом. После приёма еды — уборка стола. Совместно. Незрячий ребёнок должен понимать, что тарелка не исчезает со стола и не становится сама чистой.
Конечно, неудобно каждый раз этим всем с ребёнком заниматься, но это необходимый элемент обучения».


Что делать, если незрячий ребёнок не берет в руки ложку?

Самая распространённая ситуация у незрячих детей — это не брать что-то в руки. В том числе и столовые приборы.

Вот две рекомендации:

  1. Пробуйте ложки с различными ручками: Силикон, пластик, дерево. Или возьмите целиком пластиковую или деревянную ложку. Можно обматывать ручку ложки приятной на ощупь ребёнка тканью. Возможная причина в том, что ребёнку не нравится держать в руках холодный металл (в моей практике это встречалось часто). И постарайтесь найти ложку не с плоской ручкой, а с объёмной. Ее удобнее держать в руке.
  2. Совместное кормление: Если ребёнок категорически отказывается самостоятельно держать ложку, предложите ему положить его кисть на вашу кисть сверху и кормите пока сами. При этом ребёнок будет вовлечён в процесс и запоминать правильные движения. Это один из распространённых методов обучения, когда незрячий ребёнок что-то не хочет делать своими руками.
  3. Как едят слепые люди? При должном обучении незрячих детей, они едят за столом аккуратно. Хотя стоит понимать, что особым детям нужно гораздо больше времени, чтобы освоить простые навыки.
    Обучение незрячих детей навыкам еды требует терпения, систематического подхода и поддержки со стороны специалистов и родителей. С правильным подходом и использованием специальных методик, дети могут успешно освоить эти важные навыки и чувствовать себя более уверенно и независимо в повседневной жизни.