Память слепых детей — как она устроена? Когда речь заходит о памяти слепых детей, существует множество мифов и заблуждений. Один из самых распространенных мифов – что память слепых детей значительно лучше, чем у зрячих. Действительно, многие незрячие дети развивают выдающуюся способность к запоминанию, однако это происходит не потому, что их память изначально лучше, а потому, что им приходится использовать её более интенсивно для компенсирования недостатка визуальной информации.
Как устроена память слепых детей и чем она отличается от нормотипичных детей
Память слепых детей имеет свои особенности. Она, как правило, более зависима от слуховых и тактильных ощущений. Незрячие дети учатся запоминать информацию через звук, осязание и запахи. Их мозг адаптируется к отсутствию визуальной информации и развивает другие каналы восприятия для хранения и обработки информации. Это отличает память слепых детей от памяти зрячих детей, которая в большей степени опирается на зрительные образы.
Как правильно развивать память слепого ребёнка
Развитие памяти слепых детей требует особого подхода. Важно включать в процесс обучения разнообразные тактильные и звуковые стимулы. Использование тактильных книг, аудиокниг, специальных образовательных игрушек и пособий помогает детям лучше усваивать информацию. Родители и педагоги должны создавать многократные повторяющиеся ситуации для закрепления навыков и знаний, что особенно важно для детей с нарушением зрения.
Почему иногда незрячим детям нужно больше времени на запоминание
Память слепых детей может потребовать больше времени на запоминание материала из-за использования альтернативных каналов восприятия. Это нормально и не должно вызывать беспокойства у родителей. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и скорость усвоения новой информации может сильно варьироваться от изначальных данных ребенка, сопутствующих диагнозов и индивидуальных особенностей развития психики.
Память слепых детей: На что родители должны обратить внимание
Родителям необходимо учитывать несколько ключевых моментов при развитии памяти слепых детей:
- Многократные повторения – необходимо часто повторять одно и то же действие или информацию.
- Использование всех сохранных анализаторов – задействование слуха, осязания, обоняния и вкуса для запоминания.
- Создание структурированных и последовательных образовательных процессов – чёткое планирование и систематическое обучение.
- Эмоциональная поддержка – создание благоприятной и поддерживающей эмоциональной атмосферы для ребёнка.
- Индивидуальный подход – адаптация методов обучения к особенностям и потребностям конкретного ребенка.
Пример из практики: чтение и показ персонажей — как правильно развивать память слепых детей
Рассказывает тифлопедагог Елена Петрова:
«Большинство незрячих (слепых) детей имеют отличную память и быстро запоминают стихи, сказки и прочее и с удовольствием их воспроизводят. Это не значит, что они до конца понимают смысл услышанного.
Речь незрячих детей часто носит вербальный характер: то есть они употребляют слова, за которыми нет никакого содержания. Связано это с тем, что дети с нарушенным зрением имеют очень условное представление об окружающем мире и в их голове очень мало сформированных образов.
Один из способов помочь ребенку осмыслить услышанное — подкреплять слуховой материал тактильным способом. Для этого нужно подготовить предметы, упоминаемые в тексте. Например, читая ребенку сказку про Муху-Цокотуху лучше заранее объяснить тему насекомых и изучить их пластиковые модели, также по ходу сказки показывать, что такое самовар (в модели), денежки (на монетках) и тд. В сказке употребляется посуда/еда/одежда, так что можно совместить и параллельно изучать.
В любом случае такая подача материала интереснее для ребенка, а значит материал будет запоминаться быстрее и качественнее, так как включается эмоциональная часть восприятия информации. Это отличный прием обучения незрячего ребенка и в домашних условиях и на занятиях у дефектологов».
Память слепых детей — это феномен, который еще необходимо дополнительно исследовать
Полезные материалы, тифлопедагогика:
- Neuralink запускает проект Blindsight для восстановления зрения
- 14 сентября 2024 в Хабаровске пройдет «Брайлиана»
- Инклюзивный проект для незрячих в Нижнем Новгороде
- Члены клуба «Актырнак» в Башкортостане , объединившего владельцев собак-поводырей, совершили подъем на гору Торатау
- Ручка для чтения шрифта Брайля разработана в Бристольском университете