Память слепых детей


Память слепых детей — как она устроена? Когда речь заходит о памяти слепых детей, существует множество мифов и заблуждений. Один из самых распространенных мифов – что память слепых детей значительно лучше, чем у зрячих. Действительно, многие незрячие дети развивают выдающуюся способность к запоминанию, однако это происходит не потому, что их память изначально лучше, а потому, что им приходится использовать её более интенсивно для компенсирования недостатка визуальной информации​​​​.


Как устроена память слепых детей и чем она отличается от нормотипичных детей


Память слепых детей имеет свои особенности. Она, как правило, более зависима от слуховых и тактильных ощущений. Незрячие дети учатся запоминать информацию через звук, осязание и запахи. Их мозг адаптируется к отсутствию визуальной информации и развивает другие каналы восприятия для хранения и обработки информации​​​​. Это отличает память слепых детей от памяти зрячих детей, которая в большей степени опирается на зрительные образы.

Как правильно развивать память слепого ребёнка


Развитие памяти слепых детей требует особого подхода. Важно включать в процесс обучения разнообразные тактильные и звуковые стимулы. Использование тактильных книг, аудиокниг, специальных образовательных игрушек и пособий помогает детям лучше усваивать информацию. Родители и педагоги должны создавать многократные повторяющиеся ситуации для закрепления навыков и знаний, что особенно важно для детей с нарушением зрения​​​​.
Почему иногда незрячим детям нужно больше времени на запоминание
Память слепых детей может потребовать больше времени на запоминание материала из-за использования альтернативных каналов восприятия. Это нормально и не должно вызывать беспокойства у родителей. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и скорость усвоения новой информации может сильно варьироваться​​​​ от изначальных данных ребенка, сопутствующих диагнозов и индивидуальных особенностей развития психики.

Память слепых детей: На что родители должны обратить внимание


Родителям необходимо учитывать несколько ключевых моментов при развитии памяти слепых детей:

  1. Многократные повторения – необходимо часто повторять одно и то же действие или информацию.
  2. Использование всех сохранных анализаторов – задействование слуха, осязания, обоняния и вкуса для запоминания.
  3. Создание структурированных и последовательных образовательных процессов – чёткое планирование и систематическое обучение.
  4. Эмоциональная поддержка – создание благоприятной и поддерживающей эмоциональной атмосферы для ребёнка.
  5. Индивидуальный подход – адаптация методов обучения к особенностям и потребностям конкретного ребенка​​​​.
    Пример из практики: чтение и показ персонажей — как правильно развивать память слепых детей

Рассказывает тифлопедагог Елена Петрова:

«Большинство незрячих (слепых) детей имеют отличную память и быстро запоминают стихи, сказки и прочее и с удовольствием их воспроизводят. Это не значит, что они до конца понимают смысл услышанного.

Речь незрячих детей часто носит вербальный характер: то есть они употребляют слова, за которыми нет никакого содержания. Связано это с тем, что дети с нарушенным зрением имеют очень условное представление об окружающем мире и в их голове очень мало сформированных образов.

Один из способов помочь ребенку осмыслить услышанное — подкреплять слуховой материал тактильным способом. Для этого нужно подготовить предметы, упоминаемые в тексте. Например, читая ребенку сказку про Муху-Цокотуху лучше заранее объяснить тему насекомых и изучить их пластиковые модели, также по ходу сказки показывать, что такое самовар (в модели), денежки (на монетках) и тд. В сказке употребляется посуда/еда/одежда, так что можно совместить и параллельно изучать.

В любом случае такая подача материала интереснее для ребенка, а значит материал будет запоминаться быстрее и качественнее, так как включается эмоциональная часть восприятия информации. Это отличный прием обучения незрячего ребенка и в домашних условиях и на занятиях у дефектологов».

Память слепых детей — это феномен, который еще необходимо дополнительно исследовать

Полезные материалы, тифлопедагогика: