Тифлопедагог | Двигательные стереотипии у детей

Одна из причин, вызывающая беспокойство у родителей незрячих детей- наличие двигательных стереотипий.

Пул этих бесцельных, повторяющихся движений довольно разнообразен: мотание головой, раскачивание туловища, «крылышки»,давление на глаза, кружение, постукивание по голове, похлопывание по ушам, щекам, коленкам и тд

Часто это одна из очевидных причин для врачей намекнуть на аутический спектр. В принципе у незрячих детей много схожих симптомов с аутистами, но имеющих иную природу возникновения. 

Но дело в том, что двигательные стереотипии наблюдаются у всех нормотипичных детей и взрослых, просто на них особо никто не обращает внимания, так как наш глаз уже давно ими замылен: покачивание ногой, теребление волос, ковыряние в носу( извините), потирание носа, отгрызание ногтей , щёлкание языком, то есть то, что мы называем привычкой-ни что иное, как те самые двигательные стереотипии. 

Если внимательно понаблюдать, то станет очевидно, что эти действия мы производим в определенные моменты: когда нервничаем например, мы можем ходить взад-вперед, даже не замечая этого, или от скуки болтать и постукивать ногой, или теребить волосы и грызть ногти, когда нам очень нужно сосредоточиться.

НЕзрячие дети делают ТОЧНО также. Используют стереотипные движения в определенные моменты: когда скучно, когда организму не хватает двигательной активности, когда сложно сосредоточиться, когда хотят отключиться от постороннего шума и усталости, когда злятся, когда переполняют положительные эмоции, когда нужно расслабиться, когда не хватает сенсорных ощущений

Реакция и действия родителей и специалистов должны лежать в плоскости причины. Если ребенок воспроизводит движение потому что устал, дайте ему возможность расслабиться таким образом. Если это происходит во время занятия-возможно ребенку сложно сосредоточиться на его выполнении и можно предложить смену деятельности. Кстати переключение, особенно на физическую активность-это всегда хороший способ (точно лучше, чем акцентировать внимание и настойчиво запрещать). Если ребенок таким образом проявляет радостные эмоции, покажите, что можно по другому, например хлопать в ладоши

Дефицит продуктивной деятельности, как и дефицит физической нагрузки-одна из популярных причин раскачиваний и кружений. Решение- лежит на поверхности.

В любом случае, двигательные стереотипии можно и нужно воспринимать как маркер состояния ребенка, а не повод для заламывание рук и дополнительной тревожности.

Если вы не знаете, относятся ли стереотипии ребенка к признакам РАС или являются нормой для незрячих и слабовидящих детей, то обратитесь за бесплатной консультацией к тифлопедагогу Елене Петровой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *