Тифлопедагог | Пространственная ориентировка для незрячих детей

Родители и специалисты часто не задумываются о том, какую роль в развитии и обучении незрячего ребенка играет пространственная ориентировка. 

❗️А это — один их важнейших навыков, который влияет на развитие и обучение ребенка и его нужно формировать специально. 

Пространственная ориентировка состоит из 4-х основных этапов:

1️⃣ориентировка на собственном теле

2️⃣ориентировка «от себя», где тело ребенка-точка отсчета в пространстве

3️⃣ расположение предметов относительно друг друга

4️⃣ моделирование с помощью схем

Первый этап мы начинаем осваивать в младенческом возрасте (0-1), когда ребенок начинает знакомиться со своими основными частями тела (соединять руки между собой, находить свои ноги, направлять в рот бутылочку и т/д). 

Освоение этого этапа часто продолжается до 4-5 лет. Важно помнить, что понимание схемы собственного тела — это база для дальнейшей ориентировки в пространстве, без которой ребенку будет сложно осваивать любую учебную деятельность.

➡️ Параллельно, с момента вертикализации переходим ко второму этапу и учим ребенка ориентировке в направлениях «от себя» в последовательности: верх/низ/впереди/сзади/право/лево, то есть: над головой, за спиной, впереди себя и тд. 

Естественно, закрепляем расположение собственных частей тела: голова вверху, ноги внизу, спина сзади. Позже выделяем парные части тела: правая рука/нога и т.д. 

📌 Для отработки навыка второго этапа используем словесные инструкции: «найди/возьми/положи ПЕРЕД собой», «СПРАВА/СЛЕВА от тебя», «ЗА тобой» и т.д. 

❗️ Не используем в своей речи неопределенные местоимения: «там, тут, здесь». 

📌 Для незрячих детей/людей — это полная абстрактность. Если хотим обозначить свое местоположение , говорим: «я впереди тебя, за тобой, на кухне, на диване», (если ребенок уже ориентируется в квартире). То есть максимально конкретизируем 

Также на втором этапе переходим к ориентировке на плоскости, как только ребенок осваивает положение «за столом».

📌 Используем любые бытовые ситуации для отработки навыка. Например во время еды: «найди тарелку перед собой», «кружка/бутылка/печенье вверху стола» 

Третий этап осваивается ребенком в среднем и старшем дошкольном возрасте. На всякий случай уточняю: осваивается — не равно, что навык должен освоиться))

И четвертый этап — это уже школьная программа)

❗️В целом, обучение пространственной ориентировке в большинстве случаев происходит во время разных бытовых ситуаций, поэтому если их использовать предметно для освоения этого навыка, то многократность повторений будет обеспечена. 

А это, как мы помним, — одна из основ обучения детей с нарушением зрения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *