Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим коррекционно-педагогическую работу.  

Направления  коррекционно-педагогической работы тифлопедагога:

  1. тифлопедагогическое обследование детей
  2. проведение специальных коррекционных занятий с детьми
  3. участие в методической работе дошкольного учреждения
  4. работа с родителями (законными представителями) детей, посещающих дошкольное учреждение

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения зрения различной степени тяжести и этиологии, а так же, проводит следующие виды специальных коррекционных занятий:


– Социально-бытовая ориентировка
– Развитие зрительного восприятия
– Ориентировка в пространстве
– Развитие осязания и мелкой моторики

Целью работы тифлопедагога является – формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

Тифлопедагог имеет специальную литературу, специальные приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций, пособия по развитию тактильно-кинестетических ощущений, слухового восприятия, дидактический материал по развитию зрительного восприятия.


Направления  коррекционно-педагогической работы тифлопедагога:

  1. тифлопедагогическое обследование детей
  2. проведение специальных коррекционных занятий с детьми
  3. участие в методической работе дошкольного учреждения
  4. работа с родителями (законными представителями) детей, посещающих дошкольное учреждение

Рассмотрим каждое из названных направлений.

1. Тифлопедагогическое обследование детей

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет тифлопедагогу составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет  в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все  эти данные о ребенке позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования,  тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полными и объективными эти характеристики могут быть в результате длительного наблюдения за детьми в различных видах их деятельности.

Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических  картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований (в начале, середине и конце года). Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

 

2. Проведение  специальных коррекционных занятий с детьми

На  основании  полученных о детях  данных тифлопедагог комплектует  их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста,  диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях (например, дети с тяжелой зрительной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями – такими как ОНР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им  индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий  тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения.

Занятия по подготовке детей к определению характера зрения на цветотесте.

Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев тифлопедагог может проводить  и с небольшими подгруппами детей.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (М.,1997г.) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

  1. развитие зрительного восприятия
  2. развитие осязания и мелкой моторики
  3. ориентировка в пространстве
  4. социально-бытовая ориентировка


Остановимся коротко на каждом виде коррекционных занятий
.

Развитие зрительного восприятия.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Вернадской; И.В. Блинниковой; О.Г. Солнцевой; Л.В. Рудаковой.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях тифлопедагог использует соответствующий дидактический материал, проводит специальные игры и упражнения.

Плеоптическое лечение (активизация амблиопичного глаза): «Цветок» – выделение цвета, формы, величины предметов и изображений. Обведение по контуру, через кальку. Упражнения с мозаикой, бусами

Ортоптическое  лечение: специальные упражнения по подготовке к лечению на синаптофоре;  упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате (накладывание одного изображения на другое); подбор цветных или контурных изображений к силуэту, точное совмещение их.

Стереоскопическое лечение: упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними («Распредели игрушки по величине», «Разложи по величине геометрические фигуры», «Прокати мяч в ворота», «Набрось кольцо»).

Со слепыми детьми, имеющими остроту зрения 0,01-0,04, тифлопедагог проводит занятия по развитию остаточного зрения: сосредотачивает внимание ребенка на заданном объекте, проводит игры и упражнения на повышение световой и цветовой чувствительности глаза.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; развивать мыслительную деятельность и познавательную активность детей.

Развитие осязательной и мелкой моторики.

Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители: В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием.

Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев тифлопедагог предлагает детям упражнения с использованием различных мячей (массажных, теннисных, матерчатых), резиновых и поролоновых губок, клубков ниток.

В занятиях по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепка, аппликация, пластическое моделирование, работа с бумагой, фольгой, нитями, палочками, мозаикой).

Ориентировка в пространстве.

Обучение пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения проводятся по методикам, разработанным Л.А. Семеновым, Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной.

Основой обучения является формирование у детей целенаправленного зрительного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов.

4 этапа:

1-ый этап – создание у детей четких представлений о своем теле, о пространственном расположении его частей

2-ой этап – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, т.е. «от себя»

3-ий этап – моделирование предметно- пространственных представлений

4-ый этап – обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем

На всех этапах обучения тифлопедагог большое внимание уделяет формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и расположение в пространстве с чувственным восприятием детьми.

Таким образом, в результате проведенные обучением представления детей об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования.

Социально-бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся по методикам, разработанным В.З. Денискиной, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, Л.А. Дружининой.

В обучении детей социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умения пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе).

Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.); учат выполнять с ними определенные действия, правильно, т.е. в соответствии с назначением, пользоваться ими; получать также сведения о безопасном пользовании различными предметами домашнего обихода.

Представления детей расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

Большое место на специально-коррекционных занятиях тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В этих играх у детей совершенствуются компенсаторные способы познания окружающего  мира. Тифлопедагог выступает активным участником игры.

В разделе по социально-бытовой ориентировке  – «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях  своего кабинета, но и, включаясь в общеобразовательные занятия. В этом случае тифлопедагог садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь.

Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу.

Тифлопедагог на своих занятиях  в рамках общеобразовательного  обучения решает следующие  коррекционные задачи:

  • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением
  •  формирование умений  получать  информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов
  • обучение детей использованию получаемой полисенсорной  информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной  деятельности, в пространственной ориентировке

Гимнастика для глаз.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, флажки и др.).  Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Подвесные игрушки, рисунки на потолке используются для зрительной гимнастики при сходящемся косоглазии.

 

3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

  • посещение  общеобразовательных занятий

Общеобразовательные занятия тифлопедагог посещает с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают при  этом, как овладевают и как используют приемы познания окружающего мира.

  • выступление на педагогических советах
  • организация и проведение семинарских занятий
  • показ тифлопедагогических занятий с детьми
  • пропаганда тифлопедагогических знаний

 

4. Работа тифлопедагога с родителями:

  1. индивидуальное консультирование родителей
  2. выступление на родительских собраниях